В России
при анализе философских систем
до сих пор используют
устарелую марксистскую
дихотомию "материализм-идеализм".
Пора показать, что она
бессмысленна. Ни один
материалист не может объяснить,
что такое "материя".
Парадоксальные определения
типа "Материя - это
реальность, данная нам в
ощущениях (Богом)" не только
смешны, но и не полны. Они
ничего не говорят о том, что
есть "реальность". Это
слово отсутствует даже в
словаре Ожегова.
Здесь нет ничего
удивительного. Всякая
логическая система начинается
с введения неопределяемых
понятий и аксиом. "Реальность"
в марксизме как раз является
таким понятием. Ошибка в том,
что в фундамент заложен термин
весьма двусмысленный, и
вызывающий шквал эмоций.
Поэтому спор о том, что
первично, "материя" или
"дух" абсолютно
бессодержателен и
беспредметен. Реальное
различие между философскими
системами происходит по другим
водоразделам.
Главный вопрос философии -
вопрос о причинности и свободе
воли. Его мы сформулируем так.
Верно ли, что все мысли,
желания и волевые акты
человека жестко обусловлены
его происхождением, средой и
внешними обстоятельствами?
Фаталисты отвечают на этот
вопрос "да", волюнтаристы -
"нет". Для фаталистов все
события в мире - это цепочка
автоматических реакций на
сложившиеся условия, где все
сегодняшние события неизбежно
следуют из вчерашних, а
завтрашние предопределены
сегодняшними. Волюнтаристы
считают, что в мире существуют
существа, способные к
беспричинному действию - "генераторы
произвола", наделенные
свободной волей.
Второй вопрос - о том какие
средства познания можно
считать адекватными. Он звучит
так.
Разумно ли принять в
качестве рабочей гипотезу,
которая логически
неопровержима, но при этом не
подтверждена фактическими
наблюдениями?
Рационалист ответит "да",
эмпирик - "нет". Для
эмпирика существует только то,
что он видел или легко может
увидеть. Для рационалиста не
существует только то, что
принципиально немыслимо. Когда
речь заходит о том, что вполне
объясняется теорией, но не
наблюдается на практике (например,
о законе кармы), рационалист
действует исходя из теории, а
эмпирик проявляет скептицизм.
Третий вопрос - об этике.
Разумно ли оценивать
действия человека, исходя
исключительно из мотивов и
целей, вызвавших эти действия,
независимо от их практических
последствий?
"Да" - будет ответом
моралиста, "нет" - мнением
утилитариста. Для утилитариста
имеет значение только польза
поступка, его реальный
результат. Моралист же
обращает внимание на ценности,
ради которых поступок был
совершен. Поэтому утилитарист
использует категории "выгода
и убыток", а моралист - "добро
и зло".
Таким образом, вместо
одномерной схемы "материализм-идеализм"
предлагается трехмерная. Она
дает восемь возможных типов
философских доктрин. Так, Карл
Маркс в соответствии с этой
классификацией, фаталист,
эмпирик и утилитарист. А
Иммануил Кант, наоборот, -
волюнтарист, рационалист и
моралист.
Валерий Кизилов
НА
ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
|